Информационный портал!

План борис годунов пушкин

«борис годунов»: первоначальнальный план трагедии пушкина и первая версия план борис годунов пушкин мусоргского на REFEREED. Михайлова «БОРИС ГОДУНОВ»: Начальный ПЛАН Катастрофы ПУШКИНА И 1-ая ВЕРСИЯ ОПЕРЫ МУСОРГСКОГО Работа представлена кафедрой древнерусской вокальной культуры Санкт-Петербургской гос консерватории им. Научный управляющий - доктор искусствоведения, доктор Ручьевская В статье выявляется связь общей концепции и драматургии большого плана полного художественного текста первой версии оперы Мусоргского «Борис Годунов», сделанной в 1869 г. Ключевики: драматургия, план борис годунов пушкин, катастрофа, Борис Годунов. Key words: dramaturgy, opera, tragedy, Boris Godunov. Катастрофа Пушкина и опера План борис годунов пушкин -конгениальные произведения, воплотившие один исторический сюжет из смутного времени Рф. Они явились одними из вершинных явлений как в творчестве самих создателей, так и в истории жанров. Более того, Пушкин, а прямо за ним и Мусоргский опирались на «Историю страны Российского» Карамзина - 1-ый исторический труд, обобщивший летописи, сказания и другие литературно-исторические материалы XVII и XVIII вв. При всем этом важным как для катастрофы, так и для оперы явился жанр жития, и в особенности - самое известное, полное, важное житие святого принца Димитрия, составленное Димитрием Ростовским. Опера и катастрофа владеют практически магической связью. Оба художника находились в пору расцвета собственного таланта. Показавшиеся незадолго ранее песни - сценки из народной жизни план борис годунов пушкин, «Сиротка», «Колыбельная Еремушки» и др. План борис годунов пушкин катастрофа, и опера 1-ая версия, воплотившаяся в полном художественном тексте были написаны приблизительно за год: катастрофа Пушкина - с озари 1824 г. Но по окончании работы ни поэт, ни композитор разрешения на печать и постановку собственных произведений не получили: катастрофа была издана исключительно в самом начале 1831 г. При всем этом до полного «выхода в свет» были изданы катастрофа и план борис годунов пушкин опера только отдельные план борис годунов пушкин. На этом изумительные скрещения «судеб» 2-ух произведений не завершаются. Длительное время музыкальному миру был известен «Борис Годунов» план борис годунов пушкин 2-ой версии, работа над которым была завершена в 1872 г. В плане общей драматургии этот вариант трактовки пушкинского текста полностью соответствует самой катастрофы: центральное положение польских сцен в окружении российских в таком композиционном решении проявилось желание дать исторический обзор, также провести любовную линию и развить образ Самозванцаособенное развитие образов Бориса и Отрепьева-Димитрия эти герои никогда не пересекаются на сцене, но их судьбы неразрывно связаны, взаимозависимытор- жество Лжедимитрия, затягивающийся узел боярских интриг в катастрофы он выявляется в веренице диалогов, композитор же обнаруживает его через головного «интригана» - Шуйскогоусиление напряжения в ряду народных сцен, последняя из которых показывает выход народа из-под контроля власти «Лобное место» в катастрофы, «Кромы» в опере. Но такое соответствие появилось не сходу. Существование самостоятельной первой версии оперы «Борис Годунов» нашел Ламм в 20-х гг. Результатом его работы стало издание в 1928 г. В конце концов, в 1996 г. Сохранилось малость сведений о периоде сочинения этой версии «Бориса Годунова». Работа, по всей вероятности, не прерывалась: нет никаких свидетельств о сочинении Мусоргским в это план борис годунов пушкин каких-то других произведений, даже маленьких; фактически отсутствует переписка. Композитор был поглощен воплощением собственного плана. Это совсем самостоятельное произведение. К тому же тут представлен особенный взор на трагедию Пушкина. Очень упрощенно и условно его можно сконструировать так: композитором обладало желание сконцентрироваться на виде царя, Бориса Годунова, и на событиях, происходящих в Рф. Фактически все конфигурации пушкинского текста в первой версии оперы - трансформация композиции, работа со стихом, с лексикой, смена контекста и т. К этой же цели сводятся все драматургические полосы оперы, все отношения Бориса с другими персонажами: они есть в художественном план борис годунов пушкин, центр которого - Борис, дополняют и углубляют его образ, но от этого только острее ощущается его одиночество. Так, не случаем возникновение в опере Щел-калова: он становится план борис годунов пушкин «двойником», предвестником Годунова. Щелкалов готовит 1-ое план борис годунов пушкин последнее возникновение Бориса. В катастрофы ничего подобного нет: такая роль этого персонажа явствует из драматургии, выстроенной композитором. Принципиальным для царя оказывается монах Чудова монастыря Пимен. Как внутреннее содержание его жизни, так и наружные ее характеристики, казалось бы, совсем обратны Борисовым, но их судьбы плотно сплетены. Ведь конкретно после рассказа Пимена у Отрепьева план борис годунов пушкин план самозванства, по летописи монаха следующие поколения выяснят о злодеянии Бориса, и не случаем после его же повести о прозревшем старце и голосе принца Димитрия Борис погибает в катастрофы этот рассказ звучит из уст Патриарха, не считая того, в ней нет конкретной связи рассказа и погибели царя. Все слова и деяния Шуйского также план борис годунов пушкин конкретно план борис годунов пушкин выявление особенностей вида Годунова план борис годунов пушкин оказывают решающее воздействие на его судьбу. В диалоге Годунова с Шуйским, кроме инфы о действии в Польше Самозванца, ярко проявляется чувственная составляющая Бориса под воздействием узкой психоло- гической игры царедворца ; в последней картине конкретно Шуйский подстраивает ситуацию с рассказом Пимена в катастрофы Патриарх ведает эту историю по своей инициативе. И даже народные хоры, казалось бы, связанные с общей ситуацией, обращены к Борису Годунову. План борис годунов пушкин все-таки касается Григория Отрепьева, то его воздействие на судьбу Годунова разумеется и без возникновения на сцене в статусе Самозванца. Сам же Годунов - персонаж, имеющий несколько качеств. Это правитель, муниципальный деятель, разумный и оптимальный мозг. Это семьянин, любящий собственных малышей, пекущийся о их, об их судьбе. Это правонарушитель, взошедший на трон через убийство не просто члена королевской семьи, а малыша принца. Это, в конце концов, мучимый совестью, страдающий человек, принявший на себя безмерный груз злодеяния. В катастрофы Пушкина Борис изображен в большей степени муниципальным деятелем, подходящим ко всему уместно и правильно. В протяжении произведения он не раз произносит речь муниципального значения. Отдельными штрихами появляются его любовь к детям и внутренние переживания. Как правонарушитель, он стает план борис годунов пушкин в речах других лиц: Шуйского, Пимена, Патриарха. В опере Мусоргского несколько другой Борис, его образ развит не «вширь», а «вглубь»: для композитора план борис годунов пушкин - страдание царя, внутренний конфликт, погружение в думы о собственном грехе, о стоимости за собственный престол. Его криминальная ипостась как такая проявлена меньше, чем в катастрофы: Пушкин представляет Бориса через рассказы Шуйского, его нелицеприятные фразы в адресок Годунова уже в первой сцене ; в опере же ничего подобного нет. Но конкретно существование этого злодеяния, независимо план борис годунов пушкин реального роли в нем Бориса, является предпосылкой его страданий, основой конфликта его благих желаний и целей - и невыполнимостью их воплощения, конфликта в его совести и душе. Центральная роль вида Бориса отражается и на общей композиции. Все произведение - это жизнь Бориса-царя: опера начинается план борис годунов пушкин на королевство, завершается же его гибелью. Оригинальность идеи Мусоргского и ее отличие от концепции Пушкина явны. Но опирался ли на что-либо композитор в собственном особенном подходе к произведению? Имел ли начальный план Мусоргского какую-либо базу, макет в истории катастрофы? Оказывается, как опера была поставлена не в первой редакции, так изданный текст катастрофы Пушкина представил не 1-ый план поэта в этом - еще одна умопомрачительная параллель катастрофы и оперы. В «Материалах для биографии Пушкина», изданных в 1855 г. Анненковым, было в первый раз размещено письмо Пушкина Раевскому-младшему; оно датируется 30 января либо 30 июля 1829 г. Но ведь конкретно мысль «оперы без любви» обладала Мусоргским и составляла базу первой версии «Бориса»! Дальше в письме читаем: «. Другими словами позднее Пушкин пришел к новенькому варианту идеи план борис годунов пушкин соответственно драматургии катастрофы, к введению любовной полосы. Подобная эволюция произошла и с оперой Мусоргского во 2-ой версии 1872 г. Приведенные сведения молвят о том, что поэтом обладал некоторый план, отличавшийся от окончательного. Каким же конкретно был этот план? В нем отсутствовала «любовь» и соответственно образ Марины Мнишек? Но без нее теряют смысл все польские сцены. Поэт задумывался о таком драматургическом варианте «не без удовольствия». Но только ли задумывался? Существовал ли этот вариант исключительно в воображении поэта либо отыскал воплощение в какой-нибудь форме? Ответ могут дать письма, предварительные тетради и другие документы, принадлежавшие самому поэту. Внимательное исследование показало, что Пушкину не только лишь нравилась идея о катастрофы без любовной интриги, но он план борис годунов пушкин реализовывать этот план. В рукописях поэта сохранились материалы, свидетельствующие о начале работы над катастрофой «без любви» и без всех тех сцен, которые в дальнейшем будут именовать «польскими». Предварительная тетрадь, в какой находятся, по-видимому, самые 1-ые записи, относящиеся к катастрофы, хранится в Пушкинском Доме под шифром ПД 835 известна под заглавием «Вторая масонская». «Вторая масонская» тетрадь свидетельствует, что работа над катастрофой началась с выписок из «Истории. Из этого материала можно составить представление о том, какие сведения были важны Пушкину сначала. Изготовленные выписки касаются Годунова и событий, конкретно связанных с ним: подготовка убийства Димитрия без момента самого убийства и следствие по делу о погибели принца; сведения о терроре, которому подвергались его политические противники; состав Верховной думы появившейся после погибели Ивана Сурового ; завлекают внимание поэта и князья «Рюрикова племени». База «конспекта» - записи дат, фамилий и других четких сведений. По выпискам можно судить о том направлении мысли, которым управлялся Пушкин, приступая к работе над катастрофой. В «конспекте» нет ни слова о Самозванце, о польской шляхте и Марине Мнишек; нет сведений и о правлении Бориса Годунова. Основной энтузиазм поэта - путь заслуги Годуновым власти, путь, связанный с экзекуцией над конкурентами, с убийством мла- денца, и не просто малыша - «Св. Димитрия», что ухудшает вину убийцы указание в плане на убийство Святого Димитрия очень показательно: оно гласит о «церковном» мышлении поэта, восприятии исторического сюжета. Такая концентрация на злодеяниях Бориса убийство Димитрия, экзекуции, ссылки свойственна не столько для «Истории. план борис годунов пушкин Карамзина, явившейся, как понятно, основным источником катастрофы, сколько для гимногра-фии принцу Димитрию, летописей, сказаний, повестей XVII и XVIII вв. Пушкин был знаком с некими летописями. Эта тема корреспондирует и с первой, главный фразой начального наименования катастрофы, известного по письму Пушкина Вяземскому: «Комедия о истинной неудаче Столичному Государству, о Борисе и о Гришке Отр. Писал раб Божий Алекс. Письмо было написано в июле 1825 г. К этому времени, как видно из приведенного наименования, поэт уже изменил собственный начальный план и ввел сюжетную линию, связанную с Самозванцем, в качестве одной из главных о чем гласит вынесение его имени в заглавие. Но выписки из «Истории. » Карамзина, изготовленные Пушкиным сначала работы над катастрофой, открывают осознание поэтом глубинных обстоятельств «настоящей беды». Прямо за «предварительными заметками» - конспективными выписками из Карамзина - во «Второй масонской» тетради ПД 835 следует начальный план катастрофы - тезисное изложение содержания сцен, из которых поэт, разумеется, намеревал- ся выстроить свое произведение. Такая форма изложение плана дает более целостное представление о предполагаемой вначале композиции и общей концепции будущей катастрофы. План план борис годунов пушкин более широкий круг исторических событий, ежели выписки из Карамзина: тут возникает Отрепьев-Само-званец, время деяния не ограничено моментом венчания Бориса на королевство - подразумевается, что катастрофа завершится заездом Димитрия в Москву. Расширяется круг действующих лиц. Начальный план, как и подготовительные выписки, свидетельствует, что Пушкин собирался сосредоточить действие вокруг фигуры Бориса. Сюжетная линия, связанная с Самозванцем, играет подчиненную роль: она принципиальна не сама по для себя, а в связи с Годуновым. Отрепьев-Лжедимитрий бытует в пушкинском плане четыре раза: в 2-ух сценах - как инок Григорий «Летописец. Его домашний круг был должен бы быть обширнее, чем в известном нам тексте: в плане есть тезис о погибели Иры, сестры Бориса Годунова. Предполагалось наличие сцены «Год и колдуны», расширяющей область сведений о Борисе, увеличивающей круг тех людей, в разговоре с которыми раскрывается его образ. Кроме этого, две сцены представляют «толки» различных соц групп: князей и народа, что является косвенной чертой Годунова. В начальном плане нет «польских» сцен, т. Нет и Марины Мнишек, без которой невозможна и «любовь» Самозванца. Таким макаром, план впрямую соотносится с мыслью «трагедии без любви». Но он имеет очевидные параллели и с «оперой без любви» Мусоргского! Прямо за планом в этой же тетради Пушкин фиксирует в предварительном варианте 1-ые 5 сцен последняя из их - сцена в Чудо-вом монастыре - план борис годунов пушкин законченат. Фомичев считает, что Пушкин возобновляет работу над произведением только в конце июня - начале июля 1825 г. Не найдены предварительные варианты последующих после пятой сцен. Исследователи считают, что работа над «Борисом Годуновым» была продолжена Пушкиным в предварительный «Михайловской» тетради, которую поэт уничтожил в сентябре 1826 г. Таким макаром, вернуть сам момент перехода первого плана в полный, окончательный вариант нереально. Из всех план борис годунов пушкин материалов о первой версии катастрофы можно судить в главном по сохранившемуся «первоначальному плану». Он выявляет намерения поэта сначала работы над катастрофой, ее драматургией, композицией. Форма, композиционное решение являются необходимыми художественно-выразительными средствами, несут большую смысловую нагрузку. И все таки полное представление о любом плане дает только художественный текст. Это дает основание для сопоставления, сравнения их идеи, художественного плана, драматургии. Сравнение может быть исходя из убеждений увлеченности первым художественным решением, истории и обстоятельств трансформации такового представления о произведении. Как лицезреем, композиция первого варианта оперы Мусоргского «Борис Годунов» умопомрачительно идентична с начальным планом катастрофы Пушкина. Но история сотворения обратна: не переключение на другие планы - а увлеченное погружение в работу, не пробы отыскать необходимое решение - а целенаправленный путь к осуществлению плана, при этом хорошего от литературного первоисточника; и, как результат, не тезисное отражение драматургии - а вполне готовый художественный текст. Появляется логичный вопрос: мог ли знать композитор о существовании не только лишь начального плана «трагедии без любви», известного по письму Пушкина Раевскому, да и о существовании подробного тезисного плана, о его содержании? О завершенности и художественной полноценности «оперы без любви» свидетельствует ее постановка на оперной сцене. Уникальный в собственном драматургическом решении взор на пушкинское произведение феноминальным образом перекликается с начальным планом самого поэта: 1-ая версия оперы Мусоргского оказывается развитием и реализацией этого плана, этой идеи Пушкина - идеи «трагедии без любви». Материалы для биографии Пушкина. Комменты к «Борису Годунову» Летопись жизни и творчества Александра Пушкина: В 4 т. Борис Годунов: опера в 4 действиях с прологом. Полное академическое собрание сочинений. Музыкальное представление в 4 частях. Партитура: в 2 т. Литературное наследство: Письма, биографические материалы и документы. Труды и деньки Мусоргского: Летопись жизни и творчества. Рабочие тетради: В 8 т. RU" Материал размещенный на сайте принадлежит ихним правообладателям.


Коментарии:

    Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам.





© 2003-2016 everestbeton.ru